Педагогическая олимпиада старшеклассников «Первый успех» уже стала традиционной для Герценовского университета. Она ориентирована на создание особой атмосферы, способствующей развитию представлений школьников о будущей педагогической деятельности.
В своем содержании олимпиада опирается на социальный смысл современного школьного образования, который заключается в развитии личностного потенциала учащихся.
Главной идеей педагогической олимпиады старшеклассников «Первый успех» является создание условий для их самовыражения. Олимпиада «Первый успех» является начальным звеном, первым этапом на пути восхождения к педагогическому мастерству через серию взаимосвязанных, усложняющихся от этапа к этапу конкурсов профессиональных и личностных достижений ее участников: старшеклассников – студентов - магистрантов.
Особенности педагогической олимпиады для старшеклассников определяются содержанием школьного образования на старшей его ступени и требованиями, которые предъявляются к абитуриентам, решившим продолжить свое образование в РГПУ им. А.И. Герцена. Участие старшеклассников в олимпиаде «Первый успех» позволяет им продемонстрировать готовность к принятию жизненно важных решений; свои педагогические способности; личностные качества, профессионально важные для педагога.
Ежегодно, в феврале месяце, во все Петербургские школы и школы Ленинградской области рассылается информационное письмо, в котором объявляется тема олимпиады, условия для участия в олимпиаде, указываются сроки проведения ее туров.
Олимпиада «Первый успех», как правило, проводится в несколько туров. Это обусловлено тем, что в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области во многих школах обучаются старшеклассники, которые ориентированы на профессию педагога и поэтому есть необходимость отбора участников олимпиады.
Первый тур проходит непосредственно в школах в феврале месяце. Содержание конкурсных заданий этого тура определяется учителями предметов и курсов психолого-педагогического и обществоведческого профиля. Всем участникам первого тура предоставляются равные возможности, а дальше, как известно, побеждают сильнейшие.
Второй тур олимпиады «Первый успех» проводится заочно на базе института довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена в середине марта месяца. Для участия в нем от школы представляется заявка на 4-5 учащихся, ставших победителями в школьном туре педагогической олимпиады с указанием фамилии, имени и отчества учителя и за подписью директора школы. Для участия во втором туре олимпиады старшеклассники представляют на конкурс индивидуальные работы в виде эссе. Им предлагаются несколько тем на выбор, например, «Мое педагогическое кредо», «Мои педагогические устремления», «Я верю, что дети…», «Мир и дети…», «Если б я был директором школы…» и т.п.
На каждого участника олимпиады эксперты, а ими являются преподаватели кафедры педагогики, учителя г. Санкт-Петербурга заполняют оценочный лист в соответствии с разработанными критериями оценки.
При отборе лучших работ участников второго тура олимпиады учитываются такие, условия, как соответствие содержания работы теме олимпиады; грамотность, логика и доказательность выражения содержания задания; оригинальность представления содержания и оформления задания; степень самостоятельности при выполнении конкурсного задания; соблюдение сроков подачи конкурсных работ к участию во втором туре олимпиады.
Третий тур олимпиады «Первый успех» проводится во второй половине марта месяца непосредственно в стенах Герценовского университета на кафедре педагогики в течение всего учебного дня.
Для участия в третьем туре олимпиады «Первый успех», как правило, приглашаются 4-5 старшеклассников от каждой школы, набравшие наибольшее количество баллов по итогам второго отборочного тура. Таким образом, создается команда школы, которая получает от конкурсной комиссии олимпиады домашнее задание (одинаковое для каждой школы). Это может быть плакат, визитная карточка школы и т.п. В этом конкурсе важно не только представить интересный материал, выдвинуть педагогические проблемы и предложить оригинальные решения, но и подумать над творческим представлением этого материала всей командой.
При регистрации участников олимпиады проводится жеребьевка команд школ. Номер, который достался команде, определяет порядок представления ими своего домашнего задания. Все участники олимпиады проходят регистрацию, каждому из них присваивается индивидуальный номер и выдается индивидуальный оценочный лист, в который после каждого конкурса члены жюри вносят результаты оценки (в баллах).
Финальный тур олимпиады «Первый успех» представляет собой борьбу за индивидуальное лидерство. Каждый участник включается в анализ педагогических ситуаций, демонстрирует умения вычленить из предложенной ситуации педагогическую проблему и предложить вариант ее решения. Безусловно, от конкурсанта не требуется владение научно-теоретическим знанием педагогики и психологии, но обязательно необходимо проявить свои педагогические способности, педагогическую интуицию, педагогическую эрудицию, широкий кругозор и педагогическую позицию в ходе решения педагогической задачи.
В финальном туре определяются 6 победителей и 15 лауреатов олимпиады в различных номинациях, например, «эссе», «предлагаю решение!».
В мае проводится торжественная церемония награждения победителей и лауреатов олимпиады, которая начинается со слов благодарности учителям, подготовившим школьников к конкурсным испытаниям.Им вручаются дипломы, подтверждающие право на особые условия зачисления на факультеты Герценовского университета.